69-й Венецианский кинофестиваль (Mostra internazionale del cinema di Venezia), начинающийся в среду на острове Лидо, открывается политической драмой "Фундаменталист поневоле"
kinopoisk.ru
69-й Венецианский кинофестиваль (Mostra internazionale del cinema di Venezia), начинающийся в среду на острове Лидо, открывается политической драмой "Фундаменталист поневоле"
 
 
 
69-й Венецианский кинофестиваль (Mostra internazionale del cinema di Venezia), начинающийся в среду на острове Лидо, открывается политической драмой "Фундаменталист поневоле"
kinopoisk.ru

69-й Венецианский кинофестиваль (Mostra internazionale del cinema di Venezia), начинающийся в среду на острове Лидо, открывается политической драмой "Фундаменталист поневоле" (The Reluctant Fundamentalist) Миры Наир, чья "Свадьба в сезон дождей" (Monsoon Wedding) победила в Венеции в 2001 году, сообщает РИА "Новости".

Напомним, программа Мостры включает в себя три российских картины: "Измену" Кирилла Серебренникова в конкурсе, "Антон тут рядом" Любови Аркус в основной внеконкурсной программе и "Я тоже хочу" Алексея Балабанова в параллельной программе "Горизонты" (Orizzonti).

Претендентов на главный приз - "Золотого льва" - в этом году будет всего 18. Альберто Барбера, вернувшийся руководить Мострой после восьмилетнего перерыва, еще в самом начале года пообещал проредить конкурс с тем, чтобы каждая картина удостаивалась должного внимания. В прошлом году, для сравнения, в основной программе было 23 участника, причем название последнего из них - китайского "Люди горы люди море" - было объявлено лишь после начала фестиваля. Теперь традиция фильмов-сюрпризов, заведенная прежним программным директором Марко Мюллером, по всей видимости, отомрет.

Зато новый руководитель наконец обеспечит Мостру индустриальной составляющей: в отеле "Эксельсиор" (Excelsior), где селится большинство участников фестиваля, откроют кинорынок - как объясняют организаторы, "в версии лайт", так как на размах каннского или торонтского масштаба на Лидо попросту не хватит места. Проблему нехватки помещений должен был решить затеянный еще в 2007 году новый кинодворец, однако уже после начала работ обнаружилось, что особенности почвы не позволяют реализовать проект в первоначальном виде за первоначально отведенные на эти цели деньги. Теперь концепция перерабатывается заново, а посетители Мостры первым делом натыкаются на прикрытый пленкой котлован. Его не слишком приглядный забор, однако, не мешает руководству фестиваля надеяться на внимание продюсеров и дистрибьюторов, прежде предпочитавших вести переговоры и заключать сделки в Торонто: канадский киносмотр стартует в середине сентября, когда в Венеции еще идут последние показы.

Первым претендентом на "Золотого льва", с которым столкнется международная пресса, станет "Измена" Серебренникова - режиссера, хорошо известного в Италии благодаря победе "Изображая жертву" на Римском фестивале 2006 года. По словам продюсера Сабины Еремеевой, для Серебренникова "Измена" была "фильмом-катастрофой о возможных отношениях между мужчиной и женщиной. Фильмом о скрытых эмоциях, о потаенном мире, к которому мы стремимся и от которого бежим". Бездны разверзаются перед двумя случайными знакомыми (Франциска Петри и Деян Лилич), когда обнаруживается, что их супруги спят друг с другом. Актеров подбирали таким образом, чтобы в фильме не оказалось заезженных, набивших оскомину лиц, а уровень обобщения, на который они выходят, может напомнить о еще одном триумфаторе международных фестивалей - Андрее Звягинцеве с его "Изгнанием" и "Возвращением". Некоторые эксперты, однако, опасаются, что успех Звягинцева, победившего в Венеции в 2003 году с "Возвращением", Серебренникову не повторить - показанные в начале фильмы вымываются из памяти жюри ближе к концу.

Самый большой ажиотаж среди критиков пока вызывают две американские картины - "К восхищению" (To the Wonder) Терренса Малика, который прежде снимал годами, а теперь, после прошлогодней каннской победы "Древа жизни" (The Tree of Life), выпускает один фильм за другим, - и "Мастер" (The Master) автора "Магнолии" и "Нефти" Пола Томаса Андерсона, где речь идет о сайентологии.

Среди конкурсантов имеется и еще один титулованный американец - Брайан Де Пальма, чье квазидокументальное размышление о войне в Ираке под названием "Без цензуры" (Redacted) в 2007 году удостоилось "Серебряного льва" за режиссуру. В этом году Де Пальма демонстрирует на Лидо "Страсть" (Passion), историю преступного соперничества двух женщин, которых играют Нуми Рапас и Рейчел МакАдамс.

Кстати, председателем жюри тоже будет американец - автор "Своего человека", "Али" и "Джонни Д." Майкл Манн. Среди его товарищей по судейской коллегии - модель Летиция Каста, влиятельная художница Марина Абрамович, аргентинский режиссер и продюсер Пабло Траперо, медиа-артистка Урсула Майер, британская актриса Саманта Мортон, автор "Вальса с Баширом" Ари Фольман, гонконгский кинематографист Питер Чан и взявший в Канне гран-при итальянец Маттео Гарроне.

Среди конкурсантов окажется его недавний соперник - австриец Ульрих Зайдль с фильмом "Рай: Вера" (Paradies: Glaube). В Канне восторг критиков вызвала первая часть его трилогии, "Рай: Любовь" (Paradies: Liebe); в Венеции будет показана вторая.

Продолжением каннского сюжета станет и "Пьета" (Pieta) Ким Ки Дука, чей предельно исповедальный "Ариранг" (Arirang) стал одной из сенсаций 2011 года.

Вне конкурса

Фильмы, не претендующие вообще ни на какие призы, вызывают не меньше интереса, чем конкурсанты.

Например, вне конкурса покажут очередной опус не пропускающего ни одной Мостры 103-летнего португальца Мануэля де Оливейры "Гебо и тень" (O Gebo e a Sombra). А режиссер Спайк Ли, получающий в этом году один из венецианских почетных призов, покажет документальную ленту Bad 25 про Майкла Джексона.

Наравне с Робертом Редфордом, Сюзанной Бир и прочими светилами внеконкурсной премьеры удостоилась внимания и главный редактор журнала "Сеанс" Любовь Аркус: ее "Антон тут рядом" - жизнеописание страдающего аутизмом Антона Харитонова, или история "о встрече - не бедного мальчика и доброй тети, а двух равных людей. Фильм о том, что Антон - это я, Антон - это ты, вообще, в каждом из нас есть Антон, мы и он - одно целое", как некоторое время назад объясняла сама Аркус.

Orizzonti

Главным новшеством "Горизонтов", которые Мюллер пытался превратить в площадку для экспериментов и пограничных форм киноискусства, станут интернет-трансляции: фильмы программы будут доступны онлайн для всех, кто успеет купить на фестивальном сайте виртуальный билет по 4,2 евро.

Среди этих фильмов - последний проект Алексея Балабанова под названием "Я тоже хочу": история про музыканта, бандита, бандитского друга, старика и красавицу, которые отправляются на огромном джипе разыскивать мифическую Колокольню Счастья, стоящую рядом с заброшенной атомной станцией и время от времени забирающую людей - правда, не всех. Для Балабанова это будет первый шанс на международный приз: прежде его фильмы почти не участвовали в крупных фестивалях, за относительным исключением "Груза-200", показанного в той же Венеции вне конкурса.

"Когда меня спрашивают о жанре этой картины ("Я тоже хочу"), я отвечаю: жанр - Балабанов. На мой взгляд, это достаточно глубокий по смыслу и позитивный фильм. Тем не менее это Балабанов. Раньше конкурс "Горизонты" назывался "Против течения" - это название мне очень нравилось, и оно как раз подходит фильму Балабанова", - рассказывал РИА "Новости" продюсер картины Сергей Сельянов.

Главные роли в картине исполнили музыкант группы "АукцЫон" Олег Гаркуша и непрофессиональные актеры Александр Мосин и Юрий Матвеев, игравшие у Балабанова в "Кочегаре" и "Морфии". В одном из эпизодов фильма появится и сам режиссер.

Жюри конкурса "Горизонты", в котором показывают фильмы, отражающие новейшие тренды в кинематографе, возглавит итальянский актер Пьерфранческо Фавино, известный в России по своим ролям в фильмах "Ночь в музее", "Хроники Нарнии: Принц Каспиан", "Ангелы и демоны".

Итоги фестиваля будут подведены 8 сентября. Пока что известен лишь обладатель почетного "Золотого льва" за кинокарьеру - 90-летний итальянец Франческо Рози, автор фильмов "Дело Маттеи" (Il Caso Mattei, 1972) и "Христос остановился в Эболи" (Cristo si e fermato a Eboli, 1979). Ясно также, что чем бы дело ни кончилось, на закрытии покажут "Человека, который смеется" (Lhomme qui rit) француза Жана-Пьера Амери.